Выпуск №200 / стр.2
08.10.1944

Кармен

Выпуск №200 / стр.2
08.10.1944

Кармен

Автор
Сазонов К.
Персоны
Жорж Бизе, французский композитор
Чайковский П.И., русский композитор
Глазунова, заслуженная артистка
Дольский, молодой артист
Тарабрина, артистка
Вигасин, артист
Михайлова, артистка
Столяров, артист
Шкаровский, заслуженный артист
Оригинал статьи
Кармен

СВЕРДЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ ЛУНАЧАРСКОГО

Автор «Кармен», французский композитор Жорж Бизе, один из видных выразителей музыкального реализма второй половины прошлого века. Для творчества Бизе характерны яркая мелодика, смелая гармония, богатая ритмика и замечательный оркестровый колорит. В «Кармен» наиболее выпукло выявилось мастерство и изящная техника композитора, сочетающаяся с изумительной простотой музыкальных средств.

Великий русский композитор П.И. Чайковский после просмотра «Кармен» в 1879 году заявил: «По-моему, это в полном смысле шедевр, т.е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». Чайковский чутьем гениального художника уже тогда предвидел, что эта опера «будет самой популярной оперой в мире».

Успех оперы не только в ее музыкальных достоинствах, но и в содержании, в правдивом, реалистическом вокале жизни простого народа, жизни, как она есть, глубокой переживаниями действующих лиц.

В основу содержания либретто оперы взята повесть Мериме. Действие развивается стремительно, с драматическими конфликтами, завершающееся трагической развязкой.

«Кармен» в постановке Свердловского театра оперы и балета – спектакль большого вокального мастерства, спектакль, богатый красками и отличным разрешением массовых сцен.

Партию Кармен поет заслуженная артистка республики Глазунова. Это не только отличная певица, но и драматическая артистка. Достаточно вспомнить последний акт. Пестрая, веселая толпа горожан уходит со сцены. Кармен одна. Счастливая и нарядная, с большим букетом цветов она ждет окончания представления, ждет своего любимого с победой. В оркестре звучит жизнерадостный лейтмотив Эскамильо. И вдруг на фоне бравурной музыки – мрачные, приглушенные аккорды, возвещающие об опасности. Кармен, предупрежденная подругами о том, что среди зрителей Хозе, понимает неизбежность последней роковой встречи. Глазунова прекрасно передает это психологическое состояние своей героини. Кармен – Глазунова больше не может ждать, она рвется туда, где жизнерадостная, шумливая толпа, где любовь и счастье. Хозе преграждает дорогу, он умоляет ее вернуться, угрожает. Но для Кармен любовь сильнее смерти. В глазах, во всей позе решимость, непреклонность. Призывно звучит музыка, рукоплещет толпа. Мысли Кармен там, на арене… Эта сцена исключительно остра, и в ней предельно раскрыта жизнеутверждающая сила любви, могучий жизненный оптимизм.

Развязка приближается к концу. Рассыпаются цветы букета, теряет власть над собой Кармен, и когда последний лепесток розы выпал из ее рук, трагически заканчивается жизнь табачницы из Севильи, завершается жизненный круг «драгуна из Алькалы» Хозе, потерявшего родину и семью ради несчастной любви.

В роли Хозе молодой артист Дольский. Исполнитель обладает драматическим тенором приятного тембра, свободного на высоких нотах. Хозе – Дольского не тупой деревенский парень, как обычно трактуют его по традиции, а волевой и в то же время скромный однолюбец, искренний и глубокий в своих чувствах человек. Поэтому артисту особенно удаются сцены интимного характера (дуэт Хозе и Микаэлы, ария о цветке).

Мягкими лирическими красками овеян образ Микаэлы в исполнении артистки Тарабриной. Заслуживают внимания артист Вигасин в партии Эскамильо, Михайлова (Мерседес), Столяров (Цунига). Прекрасно прозвучал знаменитый квинтет сцены в таверне. Как в квинтете, так и в ряде арий и дуэтов радует четкое, ясное произношение текстов, помогающее осмыслить и понять вокально-музыкальную фразу.

Безупречно звучит хор. Дружные аплодисменты вызывают испанские танцы в четвертом акте. Оркестр под управлением заслуженного артиста республики Шкаровского бережно доносит музыкальную ткань оперы до зрителя, отлично аккомпанирует камерно звучащим эпизодам и поднимается до подлинного симфонизма в отдельных кусках оперы, в частности в увертюре и вступлении к четвертому акту.

Первые спектакли Свердловского Государственного театра оперы и балета исключительно тепло приняты нашим зрителем. Это дань искреннего уважения и восхищения тагильчан мастерством коллектива одного из лучших музыкальных театров страны.

К. САЗОНОВ.

Статья переведена в текст волонтёром В.А. Замятиной

Тэги
#театр оперы и балета #спектакль вокального мастерства #Кармен #оркестр
Автор
Сазонов К.
Персоны
Жорж Бизе, французский композитор, Чайковский П.И., русский композитор, Глазунова, заслуженная артистка, Дольский, молодой артист, Тарабрина, артистка, Вигасин, артист, Михайлова, артистка, Столяров, артист, Шкаровский, заслуженный артист
Оригинал статьи
Кармен